Чек-лист базовой оптимизации сайта (перед запуском проекта)

Базовая техническая оптимизация

☑   Установлен протокол HTTPS, со всех страниц с http осуществляется 301-редирект на ту же страницу с https.

☑   Зеркала с WWW и без WWW корректно склеены: осуществляется 301-редирект с одного зеркала на другое (не важно, на какое, главное, чтобы для всех страниц было одинаково).

☑   У сайта нет зеркал по другим доменам. Если есть, то настроен 301-редирект на основной домен.

☑   Тестовые площадки (тестовые домены, поддомены, страницы) закрыты от индексирования.

☑   Нет технических дублей страниц: /index.php, /index.html, /index.htm, со слешем и без слеша, двух вариантов URL для первой страницы пагинации.

☑   Если на сайте есть страницы товаров, услуг, статей, новостей и т.д., которые могут одновременно находиться в разных категориях, проверить, чтобы на сайте не было дублей таких страниц. Если есть, т.е. одна и та же страница может быть доступна по двум и более URL, то нужно проверить, чтобы на страницах дублей корректно прописывался canonical с ссылкой на основной (primary) URL. То же относится к страницам пагинации — они должны индексироваться, но для всех страниц, начиная со второй, должен прописываться canonical с ссылкой на первую страницу.

☑   Сайт добавлен в Яндекс.Вебмастер. Выполнены корректные настройки.

☑   Сайт добавлен в Google Search Console (Гугл Вебмастер). Выполнены корректные настройки.

☑   Сайт добавлен в Вебмастер Mail.Ru. Выполнены корректные настройки.

☑   Сайт добавлен в Вебмастер Bing. Выполнены корректные настройки.

☑   На сайте установлен счетчик Яндекс.Метрики на всех страницах сайта по одному разу, код счетчика корректный.

☑   На сайте установлен счетчик Google Analytics на всех страницах сайта по одному разу, код счетчика корректный.

☑   Установлена связь счетчика Google Analytics с сайтом в Google Search Console.

☑   URL страниц настроены по стандарту ЧПУ. Если URL были изменены, то настроены 301-редиректы со старой ссылки на новую.

☑   Файл robots.txt есть и соответствует базовым требованиям.

☑   Файл sitemap.xml есть, соответствует базовым требованиям, обновляется автоматически, путь к нему указан в файле robots.txt, а также во всех системах Вебмастер.

☑   Проверить, чтобы все файлы JS, CSS, JPG, JPEG, GIF, PNG, PDF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, TTF, WOFF, EOT индексировались на сайте роботами Яндекса и Google. Другими поисковыми системами по необходимости, если важно.

☑   Проверить, что ссылки с несуществующим URL отдают статус-код 404.

☑   Страница 404 должна быть в стиле сайта, с понятным сообщением о дальнейших шагах и строкой поиска по сайту.

☑   Проверить, что в robots.txt не заблокировано ничего лишнего.

☑   Проверить, что на данный момент проиндексировано Яндексом и Google. Если в поиске присутствуют страницы, которые не нужно индексировать, их нужно закрыть в robots.txt (прежде всего, страницы с параметрами: дубли форм, поиск, сортировки, фильтры товаров, корзина, личный кабинет, персональные данные).

☑   Просканировать сайт, какие страницы могут индексироваться. Все лишнее закрыть от индексации.

☑   Проверить статус-коды всех страниц сайта. Если есть URL с ошибками 4хх и 5хх — нужно исправить.

☑   Проверить статус-коды 3хх. По возможности все такие ссылки заменить на актуальные.

☑   Статус всех имеющихся страниц сайта должен быть 200. Особое внимание, если страница корректно открывается, но при этом для робота отдается код 5хх. Также отдельно проверить для роботов Яндекса и Гугл (например, некоторые зарубежные плагины для ряда CMS могут запрещать индексирование сайта всем не известным им роботам, в т.ч. роботам Яндекса).

☑   Все внешние ссылки на сайте закрыты от индексирования: nofollow для Google, noindex для Яндекс.

☑   Проверка работы всех форм на сайте.

☑   Проверка настройки целей в Google Analytics и Яндекс.Метрике на успешную отправку форм с сайта + желательно подключение систем коллтрекинга.

☑   Проверка на кроссбраузерность: страницы сайта отображаются одинаково в различных браузерах, модули на JavaScript функционируют одинаково.

☑   Все страницы сайта адаптированы под мобильные устройства (проверить различные типы страниц в системах Вебмастер).

☑   Нет критических ошибок HTML-кода по стандарту W3C.

☑   Проверка скорости загрузки различных страниц сайта: чем быстрее загружается страница, тем лучше. Критичный порог, если до отрисовки первого экрана проходит время дольше 3 секунд.

☑   Корректно настроена разметка OpenGraph.

Геопривязка, регион

☑   В разделе Контакты указан адрес офиса или нескольких офисов. Важно! Для правильной настройки региональной привязки в Яндексе у вас должны быть указаны офисы именно вашей организации, адреса представительств не подойдут. Яндекс осуществляет проверку, в основном, по телефону. Гугл отправляет письмо с пин-кодом по адресу офиса.

☑   У сайта нет аффилиатов по номеру телефона.

☑   В Google по тому же адресу нет компании-конкурента (если есть, конечно, офис вряд ли будут переносить на другой адрес, но нужно указать другие адреса, если это возможно).

☑   Настроена микроразметка контактов на странице Контакты, в шапке/подвале сайта. Микроразметка корректна для Яндекса и Google.

☑   Установлен регион в Яндекс.Вебмастер.

☑   Адрес офиса(ов) добавлен в Яндекс.Справочник с ссылкой на сайт.

☑   Установлен регион в Google Search Console (для организаций в России, к сожалению, может быть установлен только общий регион «Россия»).

☑   Добавлен адрес офиса(ов) в Google My Business с ссылкой на сайт.

☑   Добавлен адрес офиса(ов) в 2GIS.

☑   Сайт добавлен в каталоги организаций данного региона, которые находятся в ТОПе при поиске компаний данного типа.

Мета-теги

☑   Мета-теги Title, Description, H1 прописаны для всех страниц, уникальны, составлены корректно, использованы строго по одному разу на странице.

☑   Структура тегов Hx корректная на всех страницах, и они не используются для оформления.

☑   Теги alt прописаны для всех изображений на сайте.

☑   Теги robots прописаны корректно.

☑   Наличие Last-Modified.

☑   Теги canonical, next, prev прописаны корректно.

☑   Теги alternate, hreflang для мультиязычных сайтов.

☑   Теги alternate, media для указания мобильной версии той же страницы.

☑   Теги alternate, type для указания версии страницы в другом формате.

Контент

☑   Тексты на сайте уникальные. Если нет, проверить, является ли продвигаемый сайт первоисточником с точки зрения Google и Яндекс.

☑   В текстах нет переспама.

☑   Тексты написаны естественным языком, грамотно, не используются «сеошные» конструкции.

☑   Не используется избыточное форматирование с целью выделить все ключевые слова.

☑   Если это логично, в текстах используются изображения, галереи, видео, схемы, формулы, таблицы, инфографика.

☑   Текст должен быть текстом (не часть изображения, прежде всего относится к слайдерам, баннерам, инфоблокам).

☑   Нет длинных портянок текста: текст структурирован, заголовки выделены с помощью тегов Hx.

☑   Нет пустых страниц.

☑   На страницах товаров и услуг указаны цены.

☑   Если это логично, на сайте размещены прайс-лист, инструкции, ГОСТы, справочники. Робот должен иметь возможность проиндексировать содержание файлов (т.е. текст должен быть текстом).

☑   На сайте не используется FLASH или используется по минимуму наряду с другими форматами там, где это действительно необходимо (например, возможность повращать товар на 360° наряду с возможностью просмотра статичных изображений товара с разных ракурсов).

☑   На сайте присутствуют страницы: О нас/О компании, Доставка и оплата, Гарантия качества, Условия возврата, Лицензии и сертификаты, Вакансии, Вопрос-ответ/FAQ, Словарь терминов, Отзывы, Новости сферы/Блог/Форум.

☑   На сайте присутствует страница Контакты, на ней размещена схема проезда, указаны все контактные данные и реквизиты организации.

☑   На сайте присутствует страница Политика конфиденциальности.

Ссылки

☑   Корректно настроена текстовая (контекстная) перелинковка на сайте.

☑   Настроена блочная перелинковка на сайте, добавлены рекомендательные блоки навигации.

☑   Добавлены хлебные крошки с соответствующей микроразметкой.

☑   На сайте есть страница «Карта сайта», в которой указаны ссылки на основные разделы сайта. Ссылка на нее идет сквозняком со всех страниц сайта.

☑   Хороший внешний ссылочный профиль. Если есть некачественные ссылки и их много, необходимо сделать все возможное, чтобы их удалить.

☑   Сообщества в социальных сетях, регулярные посты с ссылками на ваш сайт.

☑   Ссылки в социальных сетях в других сообществах.

☑   Добавить кнопки «Поделиться» на страницы сайта.

☑   Добавить виджеты социальных сетей «Мне нравится».

☑   Гостевые статьи для других площадок.

☑   Сайт зарегистрирован в тематических каталогах организаций и бизнес-справочниках.

Чек-лист последующей оптимизации (после запуска проекта)

Юзабилити, удобство использования сайта

☑   Навигация по сайту понятная и удобная.

☑   Проанализировать карту кликов, чтобы оптимизировать навигацию по сайту.

☑   Проанализировать данные о различных видах посещений через вебвизор, исправить то, что затрудняет использование сайта.

☑   Проанализировать данные аналитики форм, упростить формы или сделать более понятными, если некоторые поля вызывают затруднения при заполнении.

☑   Добавить онлайн-консультант и/или систему обратного звонка.

☑   Есть быстрая прокрутка наверх.

☑   Нет назойливых pop-up и push-up окон.

Семантическое ядро

Работа над ядром и последующая разработка чаще всего очень масштабная, и требует много времени.

☑   Семантическое ядро (СЯ) собрано для продвигаемых страниц (кластеров).

☑   В СЯ каждому запросу поставлена в соответствие одна страница.

☑   Для каждой страницы (раздела) подобраны все возможные ключевые слова и леммы, по которым можно продвигать данную страницу (раздел).

☑   На основе собранного СЯ внесены корректировки в структуру сайта (по необходимости).